Современный взгляд на проблему и лечение хронического сальпингоофорита (воспаление придатков)

Хронический сальпингоофорит (аднексит, воспаление придатков) – заболевание, являющееся актуальным не только в медицинском, но и в демографическом, социальном аспектах. Распространенность по различным данным существенно колеблется и составляет от 20 до 60%, а по некоторым сообщениям – до 80-90%.

Чаще всего хронический сальпингоофорит возникает как исход острого при запоздалом, неадекватном лечении (в частности, при неправильной антибиотикотерапии, без лечения иммунной системы, без курса восстановительной терапии) или при полном его отсутствии, когда женщина предпочитает заниматься самолечением или черпает «медицинские» сведения в интернете, популярных журналах, телепередачах и т.д.

Безусловно, постоянно возникающие обострения хронического воспалительного процесса осложняют женщинам жизнь, приводят к временной нетрудоспособности, т. е. эта проблема является социально-значимой. Вне обострения дискомфорт, болевой синдром в брюшной полости, особенно при сексе, также ухудшает качество жизни, приводит к проблемам в личной и общественной жизни.

Наконец, не стоит забывать, что непроходимость маточных труб, возникающая вследствие спаечного процесса при хроническом сальпингоофорите, занимает лидирующее место среди причин бесплодия. Кроме того, хронический сальпингоофорит приводит к аутоиммунным процессам в придатках, конечным итогом которых являются дистрофические, склеротические изменения в яичниках, ведущие к их функциональной неполноценности – гормональным проблемам, ановуляции. А учитывая высокую частоту бесплодия – 10-15% и низкий уровень рождаемости в нашей стране, проблему под названием «хронический сальпингоофорит» можно смело отнести к демографическим.

Как лечить? Хочу сразу отметить, что в отсутствии обострения воспалительного процесса назначать антибактериальную терапию нельзя, так как она приведет к еще большему угнетению иммунитета, состояния нормальной микрофлоры и усугублению аутоиммунно-дистрофических процессов в придатках.

В «Клинике» мы используем современный и наиболее действенный метод комплексной терапии хронического сальпингоофорита, заключающийся в искусственном обострении процесса с последующим воздействием на все звенья этиопатогенеза заболевания. Лечение осуществляет не только гинеколог, но и иммунолог, трансфузиолог, а при необходимости – и врачи других специальностей. При этом мы проводим не только лекарственное лечение, но и физиотерапевтическое, квантовое (ВЛОК, ВУФОК). Все это позволяет добиться существенного облегчения субъективной симптоматики и получить благоприятные отдаленные исходы.